Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит лёгкость установления контактов учителя с обучающимися, обучающихся друг с другом и другими преподавателями, а так же эффективность обучения.
|
Признаки
отклонений коммуникации |
||||||||
|
Физиологические |
Поведенческие |
|||||||
|
1.Фонологическое
расстройство (неправильное произношение звуков) 2.Заикание
(нарушение плавности речи) 3.Расстройство
развития экспрессивной речи (проблемы с построением речи) 4.Смешанное
экспрессивно-рецептивное расстройство (непонимание речи собеседника) |
1.Пассивность 2.Замкнутость 3.Страх
автономии 4.Повышенное
чувство вины 5.Чувство
собственной неполноценности 6.Импульсивность
7.Неспособность
управлять аффектами. |
|||||||
|
Алгоритм психолого-педагогической помощи ребенку в
преодолении трудностей в обучении. |
||||||||
|
1.
Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (неуверенность в общении,
неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность); 2.
Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с
преподавателем; 3.
Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге; 4.
Одобрение практики обращения учащегося за помощью преподавателя или
товарищам; 5.
Поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся; 6.
Создание условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной
заторможенностью; |
||||||||
|
Приемы |
||||||||
|
Выбор
пластической позы педагога открытая поза; руки опущены вдоль тела или немного согнуты в
локтях; ладони время от времени разворачиваются к
аудитории; пластика плавная. |
Подача
информации с позиции «Мы» «Мы»: «Нам необходимо...», и т.д. Эти приемы «открывают»
детей к общению. |
Установление
личного контакта Вербальный: «Я слышу, что вы говорите...», «Мне
нравится, как это звучит...» Визуальный (контакт глаз): «Я вижу, что вы хотите
сказать...», «Позвольте продемонстрировать...» и т.п. Тактильный (поглаживание, по: У меня такое ощущение, что мы на правильном пути». |
Демонстрация
расположенности Демонстрируйте свои чувства искренней радости,
благожелательности, расположенности, доброжелательности. |
Проявление
интереса Умение слышать и умение задавать вопросы. Задавать
уточняющие вопросы: «Правильно ли я тебя понял?». |
Помочь
ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность Способствует
появлению чувства нужности и важности. Увеличивает взаимодействие между
учениками |
Просьба о помощи Чтобы повысить самооценку, уверенность в себе и
авторитет у одноклассников: «Помоги, пожалуйста...», «Не мог бы ты мне
помочь...» |
Поддержание оптимистического рубежа Заботясь о
развитии ребенка, педагог должен поддерживать оптимизм в нем. Например: «Ничего,
что у тебя пока не получается... Мы все когда-то так начинали...», |
|