Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит лёгкость установления контактов учителя с обучающимися, обучающихся друг с другом и другими преподавателями, а так же эффективность обучения.

 

 

Признаки отклонений коммуникации

Физиологические

Поведенческие

1.Фонологическое расстройство (неправильное произношение звуков)

2.Заикание (нарушение плавности речи)

3.Расстройство развития экспрессивной речи (проблемы с построением речи)

4.Смешанное экспрессивно-рецептивное расстройство (непонимание речи собеседника)

1.Пассивность

2.Замкнутость

3.Страх автономии

4.Повышенное чувство вины

5.Чувство собственной неполноценности

6.Импульсивность

7.Неспособность управлять аффектами.

Алгоритм психолого-педагогической помощи ребенку в преодолении трудностей в обучении.

1. Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (неуверенность в общении, неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность);

2. Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с преподавателем;

3. Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге;

4. Одобрение практики обращения учащегося за помощью преподавателя или товарищам;

5. Поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;

6. Создание условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;

Приемы

Выбор пластической позы педагога

открытая поза;

руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;

ладони время от времени разворачиваются к аудитории;

пластика плавная.

 

Подача информации с позиции «Мы»

«Мы»: «Нам необходимо...», и т.д. Эти приемы «открывают» детей к общению.

 

Установление личного контакта

Вербальный: «Я слышу, что вы говорите...», «Мне нравится, как это звучит...»

Визуальный (контакт глаз): «Я вижу, что вы хотите сказать...», «Позвольте продемонстрировать...» и т.п.

Тактильный (поглаживание, по:

У меня такое ощущение, что мы на правильном пути».

Демонстрация расположенности

Демонстрируйте свои чувства искренней радости, благожелательности, расположенности, доброжелательности.

Проявление интереса

Умение слышать и умение задавать вопросы. Задавать уточняющие вопросы:

«Правильно ли я тебя понял?».

Помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность Способствует появлению чувства нужности и важности. Увеличивает взаимодействие между учениками

Просьба о помощи

Чтобы повысить самооценку, уверенность в себе и авторитет у одноклассников: «Помоги, пожалуйста...», «Не мог бы ты мне помочь...»

Поддержание оптимистического рубежа

Заботясь о развитии ребенка, педагог должен поддерживать оптимизм в нем. Например: «Ничего, что у тебя пока не получается... Мы все когда-то так начинали...»,